«История одного назначения», фильм-драма известной российской сценаристки и режиссера Авдотьи Смирновой, вышла в российский прокат. Получившая престижные призы на кинофестивале «Кинотавр» лента своим трейлером намекнула на комедию, но обернулась драмой.
Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов), воодушевленный идеями прогрессивного характера столичный поручик либеральных взглядов, отправляется на службу, в пехотный полк в Тульскую область, где встречается с необразованностью и «дикостью» солдат и офицеров.
Фильм «История одного назначения» является адаптацией отдельной книжной главы, в основу сценария легла глава «Спасти рядового Шабунина» из книги «Святой против Льва», написанная российским литературоведом Павлом Басинским в рамках цикла про Льва Толстого.
Фильм «История одного назначения» снимался в музее-усадьбе Льва Николаевича Толстого «Ясная Поляна», а также в павильонах на киностудии «Ленфильм». Авдотья Смирнова сама написала сценарий фильма о Льве Толстом, он продумывался под конкретных актеров.
«У меня, естественно, не было Льва Толстого, но, например, то, что Софью будет играть Ира Горбачева, было понятно до того, как я написала первую строчку», — поделилась Авдотья Смирнова. По ее словам, она начала работать над текстом «Истории» в 2015 году.
«Мне было важно, что Евгений Харитонов оказался длинноруким», — рассказала Смирнова, добавив, что это ее «ощущение от Толстого». Бюджет «Истории» не включал государственные деньги, одну часть Смирновой дал супруг, другую — предприниматель Роман Абрамович.
На кинофестивале «Кинотавр» «История» получила призы за «лучший сценарий имени Григория Горина» и «приз зрительских симпатий». Примечательно, что трейлер продавал «Историю» не как драму, а как полноценную комедию с висящим на турнике русским классиком.
На российском сайте Kritikanstvo рейтинг «Истории» демонстрирует высокие 78%, большинство критиков в один голос выделяют хорошую актерскую игру и удачно прописанные «вечные» философские темы, хотя некоторые упрекают ленту в излишней прямолинейности.
Критик Андрей Архангельский выделяет минусы: «Это старая проблема российского кино. Пока авторы не выдумывают историю, все выглядит логично; как только они пытаются раскрасить, усилить или додумать, выходит каша с маслом масляным».
«История одного назначения» может похвастаться убедительными и искренними персонажами, а также предложит любопытную трактовку вечной мысли, что иногда к «бездне» могут подвести даже благие устремления, однако лента слишком непритязательна и вторична.