Первая половина XIX века. Жуткие загадочные убийства происходят недалеко от полтавского села Диканька. К их расследованию привлекают следователя Якова Петровича Гуро (Олег Меньшиков), который знакомится с молодым писарем Николаем Гоголем (Александр Петров).
Гоголь решает присоединиться к знаменитому следователю в раскрытии убийства знатной дамы. Отправившийся в Диканьку и сопровождаемый видениями писатель вступает в смертельное противостояние с неведомой силой.
Новый «Гоголь», который делает продюсерский проект компании Александра Цекало «Среда», на самом деле целый сериал, который поделили на четыре фильма по две серии каждый. Их запланировали к показу осенью 2017 года в кинотеатрах, а затем на телевидении.
«Гоголь. Начало», первая картина из четырех, представляет из себя далеко не самую удачную попытку соединить биографию писателя с фантастическими видениями драматурга, превращая его в супергероя, помещенного в придуманную им реальность.
На первый взгляд, создателям ленты всё же удалось тщательно реконструировать интерьеры и специфическую гоголевскую основу, в которой узнаются черты характера прозаика и прослеживаются комплексы, связанные с тягой к женщинам и страхом перед гробом.
Но в дальнейшем создатели, видимо, насмотревшиеся готических фильмов Тима Бертона, превращают «Гоголя» в русскую интерпретацию легенды о Сонной Лощине, явно наполненную различными голливудскими штампами в рамках российского бюджета.
«Гоголь. Начало», близкий по духу к российскому триллеру «Вурдалаки», получился атмосферным и специфичным детективом, в котором форма обгоняет содержание, демонстрируя жуткие сцены, которые в итоге превращаются в карикатурно-смехотворные.
Лента Егора Баранова откровенно слаба в мистической части, хотя при крепкой режиссуре картина могла бы получиться впечатляюще жуткой. Но вместо проникновенной готики создатели сделали ставку на комедию и остроумное обыгрывание гоголевских комплексов.
Теперь за киношного Гоголя можно не переживать по части дамских вопросов. Хотя Николай Васильевич, погруженный в свои видения, ведет себя в ленте зачастую невнятно, зато настойчиво общается с девушкой Лизой, которую сыграла молодая актриса Таисия Вилкова.
«Гоголь. Начало» пестрит различными отсылками на биографические деяния классика русской литературы. Но в ленте плохо уживаются вместе различные элементы, от сжигания поэмы «Ганц Кюхельгартен» до противостояния с нечистью, которая выглядит недоработанной.
Картина зачастую напоминает невнятное российское фэнтези, которую от впадения в откровенный трэш спасают эпизоды с лесным дьяволом, похожим на Черного Всадника из «Властелина Колец». «Гоголь. Начало» напоминает странный сон, в котором смешалось невнятное бытовое поведение Николая Гоголя и карикатурные персонажи. Зрителю из повествования ленты станет трудно понять личность Гоголя, хотя продолжение и обещает быть увлекательным.