Идея создания браслета от мата вызвала бурный интерес прессы и ее читателей, но инвесторы не оценили разработку студентов Томского политехнического университета (ТПУ). Теперь авторы ищут иные способы использования разработанной технологии.
Браслет-контроллер речи, который посредством небольших разрядов тока будет отучать его носителя использовать нецензурную лексику и слова-паразиты, мгновенно прославился после сообщения пресс-службы ТПУ о разработке. Авторы проекта поясняли, что браслет будет связываться по Bluetooth с неким носителем программного обеспечения по анализу речи, например, телефоном, и, если человек употребил «запретные слова, будет выпускать небольшой заряд электрического тока.Таким цензором речи предполагалось снарядить работников сферы услуг — продавцов, водителей маршруток или даже госслужащих, чтобы они учились быть вежливыми с клиентами и посетителями.
МАТЫ ОСТАНУТСЯ?
По словам заведующей кафедрой общего и русского языкознания НГУ Натальи Кошкаревой, в последнее время нецензурная лексика проникла во все сферы жизни человека из-за того, что перестал использоваться высокий стиль речи. Когда-то этот высокий стиль был нужен для словословий в честь царя, создания од на вхождение на престол, прославления побед.
«Оказалось, что в современном русском языке нет ситуаций, в которых этот высокий стиль используется. Размывается граница между нейтральным и нижним стилем и эти слова начинают употребляться, где им не положено», — пояснила Кошкарева.
При этом она отметила, что маты, несмотря на любые меры, как были, так и останутся. Проблема в том, что ушла сфера высокого стиля, где это было невозможно и остались те сферы, где возможно все.
«Я присутствовала в деревне на празднике и центральной фигурой этого веселья была женщина, которая пела частушки и в ней были кое-какие слова. Но они были настолько к месту, незлобивые, и настолько были обыграны, что ничего прекраснее я в жизни не слышала. Но я не выступаю за то, чтобы все эти слова раздавались повсеместно, особенно если их произносят с целью оскорбить или в качестве заместителей других слов», — сказала филолог.
Психотерапевт Игорь Лях отметил, что в целом нецензурную лексику человек может контролировать сам. Ее частое использование может быть вызвано агрессией или желанием эпатировать.
«Существует такая болезнь — неспособность сдержать словесную агрессию. С другой стороны, существует определенная распущенность, когда человек вместо того, чтобы пользоваться подбором слов, начинает пользоваться неким весьма сокращенным набором. Эта распущенность, пренебрежение к окружающим, тоже может за собой скрывать другую болезнь — социофобию или социопатию», — сказал Лях.
ИЗМЕНИТЬ ВСЕ
Как объяснила один из авторов проекта Екатерина Колтунова, идея заключалась в том, чтобы создать контролер речи, который бы помогал отучиться не только от мата, но и от слов-паразитов.
«Мы выступали на нескольких конкурсах, в том числе компании Microsoft и других... Мы решили переделать концепцию, так как пришли к выводу, что возникают большие сложности из-за того, что изделие задумано в форме браслета. Устройство должно слышать человека постоянно, а это не реализовать на браслете, неудобно», — рассказала Колтунова, добавив, что «пока мы говорим, что это браслет, но в будущем переделаем».
По ее словам, экспертам не понравилась также идея того, что носителя браслета будет бить током. Теперь разработчики ищут другие инструменты влияния. Также непростой частью идеи стало создание устройства с большим словарным запасом и чутким улавливателем звука, особенно при шуме вокруг.
«Технически концепция состояла из того, что мы создаем программное обеспечение и браслет. Но с программным обеспечением просто не вышло, это все находится в разработке, еще на пару конкурсов идем с этой идеей. Конечно, все просят сразу положить на стол готовое изделие, но у нас его пока нет», — объяснила Колтунова. Пока программное обеспечение в стадии разработки, а браслет существует в виде микросхем, проводов и контролеров.
«Мы думаем выйти на рынок телефонных продаж, там есть необходимость, так как некоторые слова снижают телефонные продажи. Но надо провести исследование и подтвердить, что действительно снижаются продажи», — пояснила собеседница.
Над браслетом работает четыре человека, это и программисты, и радиоэлектроники. На переработку идеи и создание продукта уйдет не менее года. Если получится удобный гаджет, его разработчики планируют открыть свой бизнес. Но пока авторы остановились с поиском инвесторов, сейчас главный вопрос — нужен ли вообще такой гаджет на рынке. После исследования рынка и получения ответа, через год они планируют снова поучаствовать в конкурсе Microsoft.
ПРИДУМЫВАЮТ ДЛЯ СЕБЯ
Как отметил исполнительный директор фонда Технопарк Академгородка Алексей Логвинский, одна из ключевых ошибок инноваторов как раз заключается в том, что они придумывают услугу или продукт, который не востребован рынком.
«Зачастую, особенно молодые инноваторы, отталкиваются от своей идеи, имея субъективное мнение о перспективах ее реализации, стараются продвигать ее в том виде, в котором они придумали. На самом деле правильней ориентироваться на запросы рынка и создавать продукт, который удовлетворяет тем запросам рынка, которые существуют, тем самым обеспечивая шансы на успех», — сказал Логвинский.
По его словам, прежде чем приниматься за реализацию идеи, надо провести исследования рынка. «У нас в Академпарке проходят Зимние и Летние школы, где можно посоветоваться с экспертами, превратить идею в планы по созданию продуктов, удовлетворяющих потребности рынка и имеющим правильное позиционирование. Также все идеи проходят проверку экономической целесообразности», — сказал Логвинский.