Большие пластмассовые шприцы и стеклянные граненые стаканы, разместившиеся в чайной советских времен, напоминают, что мы ели и пили в эпоху тотального дефицита.
Все мы любим покушать, чего уж греха таить. В СССР покушать тоже любили. Но с этим были проблемы. Названий продуктов и блюд, которые мы вполне можем себе позволить, в то время даже не слыхали. С другой стороны, как утверждают старожилы, холодильник среднестатистической семьи был забит до отказа. На праздник стелили плюшевую скатерку, ставили запотевший с розоватым отсветом стеклянный графинчик либо самовар с баранками, доставали из серванта немецкий фарфоровый сервиз либо граненые стопочки. Такую инсталляцию можно увидеть в музее Октябрьского района на выставке «Кушать подано! Застольная культура Ново-Николаевска/Новосибирска».
Очень радушно подавали кушать на открытии выставки. Представленные здесь экспонаты активно пошли в дело. В вафельнице, которая была у каждой уважавшей себя хозяйки, напекли вафель, а также приготовили и блинов с припеком, очень популярных в 70-е годы прошлого века. Вскипятили самовар, коих под вывеской «Чайный дом на Телеграфной» (ныне Кирова) выстроилось девять душ. Откуда-то появились плавленые сырки «Дружба», выпускаемые до сих пор, но ставших резина-резиной, и кто-то из гостей заметил: «Ни сырков, ни дружбы сейчас нет».
Потому, приходя сюда, гости вспоминают те времена, когда были и сырки, и дружба. Вспоминают, как заглядывали на минутку к соседке тете Клаве, она доставала из холодильника банки с разносолами вкупе с беленькой – и просиживали у нее на кухне до полуночи. Вспоминают старую блинную на Восходе и чайную с булочной по соседству, в помещении которой сейчас расположен музей.
- Но мы не пытаемся выехать на ностальгии или дать оценку, хорошо тогда было или плохо. А стремимся показать с научной точки зрения, как развивалась система общественного питания и культура еды. Не скрою, предметы у нас выставлены с целью узнавания, они стали символами эпохи, но не это самоцель. Наш город имеет давние традициями хлебного производства. Новониколаевск рос на дрожжах. Ведь у нас были построены промышленные гиганты - мелькомбинат и хлебокомбинат. Вся промышленность была завязана на производстве хлеба. Первый городской глава занимался выпечкой хлеба, профессиональный революционер Якушев стал директором хлебокомбината, первый предприниматель города Каган разбогател на хлебе. На ретро-фотографиях представлены объекты, где пекли хлеб, – от самых крупных до мелких мельниц. А вокруг них – домашний быт сибиряков, которые любили фотографироваться за трапезой, – говорит старший методист Игорь Костылев.
Вот он, советский хлебный батон, который резали тонкими ломтями, намазывали маслицем, сверху посыпали сахарком. Он входит в типичный продуктовый набор: тушенка с говядиной кусковая (выпускалась для геологических партий) + лимонад «Дюшес» в стеклянной бутылке (любимый напиток советской детворы). Но главное – авоська, символ советского быта, или сетка, как ее тогда называли. Не было тогда ни пакетов, ни другой приличной тары, зато были очереди, в которых народ, размахивая пустыми пока авоськами, жил, скандалил и собирал сплетни.
Вообще-то в музее представлена не столько еда, сколько посуда и кухонная утварь. При взгляде на которую вспоминаешь саму еду. Прежде всего трех китов советского застолья – салат «Оливье», селедку под шубой и холодец. Ну и, конечно, чай со слоном. Этот чай советская девочка Люда пила из чашки от детского фарфорового сервиза «Три поросенка» с тонким блеклым рисунком, который казался ей магическими картинками. Как рассказывает хранитель фондов Лариса Гордеева, где-то в начале 30-х годов прошлого века механик ТЭЦ-2 Михаил Андропов выменял этот сервиз на мешок картошки, чтобы порадовать свою дочурку.
Ваза на тонкой длинной ножке напоминает о сливовом варенье, а большой пластмассовый шприц… Может, у кого-то вызывает ассоциации с определенными удовольствиями, но такие сюда не ходят. На самом деле это шприц для крема, которым хозяйки украшали торты, например, (как свидетельствуют черно-белые фото), на кулинарном конкурсе снабдили огромный торт надписью «Станция метро Октябрьского района».
Посуда, как и вся обстановка, свидетельствовала о достатке семьи. После войны люди всеми путями стремились к комфорту, любыми правдами и неправдами обходили дефицит (преимущественно со служебного хода), и не надо нам тут ругать капитализм с его культом потребления. Но сейчас всего стало много, а тогда всего было мало, и каждый предмет, каждую чайную ложечку чтили и берегли.
Гобеленовая скатерть против плюшевой о многом говорила. Трофейный сервис Мейсенского фарфора – тем паче. Вещи служили годами, мягкая мебель изнашивалась до основанья. Одно такое кресло с изумрудной обивкой попало в музей. Чуть ли каждый посетитель, заходя в зал, плюхался в это кресло, грозя превратить его в обломки империи. Тогда сотрудники установили на кресло трофейный баян. Инструмент выполняет не только защитную функцию, но и напоминает, какие застольные песни вкупе со звоном сервиза разносились над плюшевой скатертью. Разве сейчас так поют? Сейчас и поговорить-то толком разучились.
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 9334 | комментариев:0