Те "счастливцы", для которых набор воспоминаний о новогоднем торжестве в очередной раз ограничился боем курантов и традиционным пробуждением под елкой, 21 марта получили возможность реабилитироваться. Правда, Деда Мороза с подарками в мешке заменил шаман с бубном, а вместо пихтового дерева на этот раз – молодая березка. Все потому, что праздновали на Кузбассе Чыл-Пажи – шорский Новый год по традиции народов Саяно-Алтая.
С чалам в руках под звуки кай-комуса
Традиция празднования Чыл-Пажи была восстановлена Центром шорской культуры "Аба-Тура" и Новокузнецкой городской общественной организацией "Шория" в 2002 году.
Тогда целью проведения мероприятия было ознакомление желающих с традициями и обычаями тюркских народов. Сейчас это больше привычная для кузбасских школьников операция под названием "Томская писаница" и встреча старых знакомых – для участников и организаторов мероприятия. Что тоже неплохо.
В нынешнем году желающих отпраздновать необычный Новый год в марте было много. Да и программа для пришедших на праздник впервые казалась насыщенной.
На одной из организованных площадок проводились приближенные к исторической реальности ритуалы. Процессом руководили ныне действующие шаманы (Ажан Кезереков – шаман из Республики Горный Алтай, Мария Павловна Колчегошева – телеутская шаманка из с. Беково Беловского района, Светлана Пашева – шорская шаманка из г. Новокузнецка).
Шаманы познакомили присутствующих с весенним ритуалом – кормлением молоком огня. Многие обратили внимание на поведение телеутской шаманки. Она явно нехотя брызнула несколько капель в костер, не сделав обязательного движения по кругу. Дело в том, что у телеутов этот обряд запрещен. Считается, что молоко лишь разозлит духов огня.
Шорцы же молока не жалели. Гостям, с ног до головы забрызганным молоком, раздали черные чалам (полоски из ткани). Считается, что каждый узелок, завязанный на веревочке, обозначает неприятный момент в жизни, а после того, как "темный" чалам попадает в специально предназначенный для этого костер, человек избавляется от всех проблем. Голубые (символ неба) и белые (олицетворение чистых помыслов) от тепла человеческих рук заряжаются положительной энергией и мыслями о самом сокровенном. Ленточки повязываются на молодую березку. Главное – умело прикрепить чалам. Узел помешает исполнению желания.
В основе Чыл-Пажи лежит древний весенний обряд – шачил. Изначально шорцы сопровождали действие кроплением берез молоком и брагой, чтобы задобрить озлобленных горных духов. Традиция совершалась всем улусом в отдаленном от селения месте. После этого роща возводилась в ранг священной, тщательно охранялась и не вырубалась.
Траектория движения солнца, танец у костра, платки, обмотанные вокруг голов женщин – в тюркской традиции очень важен образ круга. Это форму имеет предмет шаманского культа – бубен (туур). Символом времени, замыкающимся в кольцо, у шорцев, так же как и у хакасов, считается змея. "Начало года повернулось, голова змеи загнулась", – говорят пожилые носители традиций.
Пока девушки пробовали национальные шорские блюда и любовались яркими костюмами, сильная половина заинтересовалась исключительно мужскими забавами. Показательные ритуалы под горловое пение и игра на традиционных народных инструментах чередовались с рукопашным боем (куреш) и стрельбой из лука.
Все бы ничего. Только маленький мальчик плакал и никак не хотел уходить. Он ждал подарок. Иначе, какой же это тогда Новый год?
Шорцы забывают свои традиции?
Перед поездкой ваша покорная слуга решила ознакомиться с историей шорского праздника. Материала нашлось, мягко говоря, немного. Из года в год информационные агентства исправно копируют пресс-релизы, которые все как один содержат одну и ту же небольшую справку о празднике. "Чыл Пажи – шорский народный праздник, в переводе означает "Голова года", на эту голову падают первые лучи "Нового солнца" в дни весеннего равноденствия. Этот праздник в древности открывал новый жизненный цикл и являлся особо значимым для шорцев", – это может узнать любой пользователь интернета. Пришлось отправиться на "Томскую писаницу" с вопросами по истории Чыл-Пажи. Удивительно, но ведущая мероприятия повторила то же, слово в слово.
Кандидат исторических наук, ныне преподаватель Кемеровского государственного университета В. М. Кимеев еще в 1994 году в первом выпуске "Шорского сборника" отметил у народов потерю преемственности поколений. Молодежь получала образование и забывала родной диалект, в результате лишь люди пожилого возраста являлись носителями традиций и владели коренным языком.
Год 2009. Только деятельность немногочисленных музыкальных коллективов, проведение обрядовых праздников и научно-практических конференций поддерживают тонкую нить древних традиций народов Саяно-Алтая. Денис Козубенко, участник детского коллектива "Ойун" из Междуреченска, в круг своих интересов наряду с R’n’B и брейкдансом включил занятия фольклором. Возможно, благодаря именно таким, как он, об историко-культурном наследии Горной Шории еще узнают в будущем.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8175 | комментариев:2
shoretz: 26.03.2009 16:48
Через 200 лет китайцы будут примерно то же писать про "Новый год". Только иероглифами...
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.